Право в Китае и Индии

Традиционное право, формировавшееся в условиях замедленного протекания социально-экономических процессов и под сильным влиянием религиозных, религиозно-философских, социально-этических ценностей, включало в себя элементы общественной идеологии и в то же время растворялось в предписаниях нравственно-религиозного и этического характера. Например, конфуцианство в Китае, не будучи религией в полном смысле слова, «стало большим, нежели просто религия». Конфуцианство – это также и «верховный регулятор экономических и социальных процессов – словом, основа всего китайского общества».

В Новейшей истории Индии сфера традиционного в праве по сравнению с прошлым значительно сужена. Еще в ранний период английского колониального господства (до середины XIX в.) индусское право подверглось частичной модификации в судебной деятельности. Во второй половине XIX в. оно было резко потеснено изданным на основе английского общего права уголовным, уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным кодексами; законами о наследовании, о договорах, об исполнении обязательств и др.

Важное значение в правовом развитии Индии имело приобретение страной независимости и принятие Конституции 1950 г. Несколько позже Индия стала называться суверенной, социалистической, светской демократической республикой. Однако принципы индуизма, глубоко проникшие в быт и сознание народа, не позволили полностью отказаться от традиционных начал права. В частности, светский характер республики означает широкую веротерпимость, но не отказ от религии как таковой. Сохранилось варно-кастовое деление. Наблюдается даже активизация роли каст в политической жизни Индии. Конституция запретила лишь дискриминацию по мотивам религиозной, расовой, кастовой принадлежности. Община в Индии не только пережиток, она обусловлена факторами, порождающими корпоративность, не разлагается, а эволюционирует.

Сохранилась и большая нераздельная семья с совместным ведением хозяйства, уравнительным распределением произведенных продуктов, совместным владением семейным имуществом. Традиционно-правовая форма семейных, наследственных отношений подверглась значительной перестройке Законом о браке 1955 г. Но и в настоящее время традиционное в праве Индии играет существенную роль в регулировании брачно-семейных отношений.

Традиционному праву в Индии не угрожает немедленное исчезновение. Утверждение главенствующей роли новых актов, снижение архаичности права – относительно длительный, неравномерно протекающий процесс. Нередко внешние признаки традиционного права, исчезая с поверхности, уходят вглубь и продолжают оказывать на весь строй жизненных отношений то или иное влияние. Следует учитывать и другое: анализ только текста закона без учета практики его применения способен породить ложные представления. Многим государствам хорошо известен разрыв между прогрессивными нормами новых законов и сферой реальных правоотношений, продолжающих оставаться под воздействием обычаев и традиций.

Более того, ослабление позиций традиционного права осложняется действием противоположной тенденции. Борьба афро-азиатских народов за национальную независимость сопровождается реабилитацией национальных ценностей, ранее подавляемых колонизаторами. Здесь идеи национально-освободительной борьбы, идеи широких социально-экономических преобразований, дабы они лучше усваивались народными массами, видимо, только и могли быть выражены в идеологических формах религий и древних обычаев. Усилению их влияния способствует и недовольство масс внедрением западного образа жизни, обострением социальных контрастов, распространением коррупции и т. п. Большая устойчивость традиционного культурного комплекса определяется не столько силой инерции, сколько тем, что он стал элементом идеологии антиколониализма. При этом преобразования традиционного права замедлялись.

Похожие статьи

Рассчитать стоимость